Закрыть ... [X]

С чем связано развитие экономической теории

Рис. 2.1. Кривая производственных возможностей: А1Б1 - кривая при увеличении использованных ресурсов; АБ - граница производственных возможностей; М - большее количество товаров; Е - точка неиспользованных возможностей; ПТ - продовольственные товары; ИТ - инвестиционные товары Рис. 2.2. Вогнутость вверх кривой производственных возможностей: ИТ - инвестиционные товары; ПТ - продовольственные товары

2.

ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2.1.

Предмет экономической теории и этапы ее развития

На протяжении веков предмет экономической науки уточнялся, изменялся: до XVII в. экономика изучала особенности домашнего хозяйства, далее А. Монкретьен определил ее как науку об общественном хозяйстве (политическая экономия). Долгие годы ее предметом называли богатство народов.

В марксистском понимании политэкономия - это наука, изучающая систему экономических (производственных) отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, во взаимосвязи с производительными силами общества.

Во многих современных учебниках в качестве предмета экономической теории рассматривается экономическое поведение людей.

Синтезируя представления различных научных школ, ученых за ряд веков, предметом экономической теории можно считать систему экономических (производственных) отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя и как потребителя.

Современная экономическая теория - вершина многослойной пирамиды (системы) экономических знаний, накопленных человечеством за последние 400 лет. А экономическая наука возникла еще в Древней Греции, впервые выделена Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) как «экономия» в сочетании с «полисом» - государством, т.е. наука о национальном (общественном) хозяйстве. Первый этап зарождения экономической теории охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общества, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натурального хозяйства.

В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация экономических знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и второй этап становления экономической теории. В период возникновения капитализма (в XVII в.) французский экономист Антуан де Монкретьен назвал экономику «политической экономией» («Трактат политической экономии», 1615 г.). Так возникла самостоятельная наука - политическая экономия.

Третий этап ее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг.

Четвертый этап - развитие классической школы политической экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). Ее основные положения сохраняют принципиальное значение до настоящего времени, т.е. развиваются и обогащаются в современных научных школах, зарождавшихся из классицизма и его критики на протяжении 200 лет.

Основными направлениями и школами современной экономической теории (XX-XXI вв.) являются:

• маржинализм - первое и ведущее направление (научная школа) неоклассической экономической теории. Первая маржиналистская революция в экономической теории произошла с чем связано развитие экономической теории в 70-х гг. XIX в. (У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Ее стержнем является теория «предельной полезности» товара, призванная заменить классическую теорию трудовой стоимости товара.

• неоклассицизм - сложился в 90-х гг. XIX в. в результате второго этапа маржиналистской революции и достиг расцвета в первой трети XX в. в трудах А. Маршала и Дж. Кларка. Наибольшее современное значение сохраняют функциональный анализ факторов производства, теория факторных доходов, ценообразования, а также применение экономико-математических методов анализа.

• неолиберализм возник в 30-х гг. XX в. и остается одним из самых влиятельных направлений экономической теории (Й. Шумпегер, В. Ойкен, А. Эрхард, Л. Мизес, А. Шварц и др.). На рубеже XX-XXI вв. большое влияние в теории и практике получила чикагская школа неолиберализма или монетаризм (М. Фридмен). Монетаризм был положен в основу радикального реформирования экономики при переходе к рынку.

• кейнсианство возникло в 30-х гг. XX в. в противоположность неоклассицизму под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Эта теоретическая школа считает невозможной экономическую стабильность без государственного вмешательства в экономику. Неокейнсианство возродилось в 70-х гг. под влиянием новой волны экономического регулирования экономического роста.

• институционализм, возникший в конце XIX в. как альтернатива неоклассицизму, постоянно развивается и обогащается до настоящего времени. В центр экономики эта теоретическая школа поставила человека и считает, что экономическая теория должна изучать не только экономические отношения, но все условия и факторы, влияющие на хозяйственную жизнь - социальные, правовые, психологические, политические. Большое значение придается экономическому поведению людей, а также социальным гарантиям экономической стабильности.

Следовательно, современная экономическая теория развивается на основе плюрализма экономических школ и взглядов, отражающих разные стороны, срезы экономических отношений и всей хозяйственной жизни.

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни обусловлен наличием большого количества сопряженных отраслей экономического знания, и, следовательно, специальных экономических наук. Эти науки, изучающие отдельные элементы, структуру, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Методологической, теоретической базой этой системы является экономическая теория. Выполняя методологическую функцию, экономическая теория имеет и свой предмет исследования - сущность и характер экономической деятельности отдельного субъекта и всей их совокупности на уровне национальной экономики.

К экономическим субъектам в рыночной экономике относят фирмы и предприятия, государство, различные фонды, объединения, ассоциации, домохозяйства (семья) и отдельного человека. Их деятельность образует экономические явления и процессы. Причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями в процессе их развития называют экономическими законами. Они используются экономическим субъектом для достижения определенных результатов.

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение развитие трех основных задач воспроизводства.

1. Что производить, в каком количестве, какого качества и в каком ассортименте.

2. Как производить, какие нести затраты, с привлечением каких ресурсов, с использованием каких технологий, с участием каких экономических субъектов.

3. Для кого производить, что именно будет определять структуру социальных и производственных потребителей и отношения с ними.

Все три вопроса формируют отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

2.2.

Методы и функции экономической теории

Метод анализа - это способ познания, путь исследования. При изучении экономической теории применяется общий философский метод познания мира - диалектика, основы который заложили еще древние греки и которую блестяще развил в научную систему немецкий философ Г. Гегель. Диалектика рассматривает явления в постоянном развитии, в их взаимосвязи и взаимодействии, проникает в сущность процессов и явлений, познает причины и источники развития.

Выделяют следующие этапы экономического исследования.

1. Сбор фактов к изучению проблемы.

2. Обобщение результатов, т.е. установление экономических принципов. Выведение обобщений из фактов называется экономическим анализом.

Здесь применяется метод индукции - умозаключение от частного к общему. Например, заметим связь между ценой и спросом на конкретный товар. Обобщением здесь является закон спроса. Метод дедукции - умозаключение от общего к частному. Исходя из выведенного закона спроса, можно предположить, что и для других товаров наблюдается подобная обратная связь между ценой и спросом.

На последнем этапе общие принципы экономического поведения могут быть использованы для разработки экономической политики.

При обобщениях часто используется метод прогнозирования. Для составления прогнозов используется моделирование. Экономическая модель - это математическое выражение, основанное на экономической теории. Можно использовать модели своей фирмы и фирмы конкурента для прогнозирования изменения выпуска продукции фирмы-конкурента под влиянием выпуска своей фирмы.

Метод научной абстракции - т.е. абстрагирование от всего частного, случайного, кратковременного при определении типичных, характерных черт.

Ведущую роль в экономических исследованиях играют позитивный и нормативный анализы.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике. Он не связан с субъективными оценочными суждениями и основывается на том, что есть и может быть. Большинство позитивных утверждений не являются спорными. Например, позитивным является утверждение: «если какой-то товар облагается налогом, то его цена повышается» или «увеличение подоходного налога приводит к снижению покупательской стоимости населения, следовательно, спрос уменьшается, цены не растут».

Нормативный анализ строится на оценочных суждениях отдельных людей и основан на том, что должно быть. Он предполагает рецепты действий и применим, как правило, на уровне обоснования экономической политики. Например, утверждение «для снижения уровня инфляции необходимо повысить подоходный налог» является нормативным, ведь другие экономисты могут считать, что подоходный налог нельзя повышать, так как это снижает доходы людей, которые и так невысоки в России. Таким образом, с нормативным подходом в экономике почти всегда связаны разногласия.

Наконец, нередко встречается понятие альтернативная стоимость. Стоимость любого товара или услуги определяется количеством других товаров или услуг (суммой их стоимостей), которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар, услугу. Например, альтернативная стоимость строительства нового стадиона - это цена других товаров и услуг, производство которых, образно говоря, принесено в жертву строительству данного стадиона.

Экономическая теория как наука о развитии экономических отношений людей затрагивает в различной мере все стороны национальной и мировой экономики. Поэтому она тесно связана со всеми другими экономическими науками, обогащается и развивается вместе с ними в единой системе экономических знаний.

Экономическая теория является методологической и теоретической базой всех отраслевых, функциональных и информационно-аналитических наук. Последние познают и изучают экономические отношения, взаимосвязи и особенности проявления экономических законов в отдельных отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, агропромышленный комплекс и др.), а также их отражение в финансово-кредитной и других сферах.

По мере развития экономики и накопления научных знаний происходит дифференциация и интеграция экономических наук. Появляются сопряженные с экономикой отраслевые и функциональные науки: экономическая социология, история экономики, экономическая информатика, экономика природопользования, маркетинг, банковское дело, биржевое дело и др. Следовательно, система экономических наук постоянно обогащается и развивается.

Экономическая теория занимает ведущее положение в системе экономических наук и выполняет следующие функции:

• познавательная или теоретическая функция - познавать, изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни, раскрывать их внутреннюю сущность и взаимосвязи;

• методологическая функция - экономическая теория составляет теоретическую базу всей системы экономических наук, каждая из которых имеет свои теоретические положения, опирающиеся на принципы общей экономической теории;

• практическая - она разрабатывает рекомендации для решения ближайших, среднесрочных и долговременных задач развития национальной экономики в целом, а также по отдельным проблемам, включая способы рационального хозяйствования;

• мировоззренческая функция - экономическая теория, наряду с другими экономическими науками, способствует формированию научного мировоззрения, адекватного цивилизованной рыночной экономике;

• прогностическая - всесторонняя альтернативная оценка, научно-обоснованное предвидение экономических и других последствий, принимаемых хозяйственных решений в целях укрепления экономической безопасности страны.

Обществу всегда необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а какие не нужно, т.е. экономика постоянно сталкивается с проблемой выбора. На рис. 2.1 Рис. 2.1. Кривая производственных возможностей: А1Б1 - кривая при увеличении использованных ресурсов; АБ - граница производственных возможностей; М - большее количество товаров; Е - точка неиспользованных возможностей; ПТ - продовольственные товары; ИТ - инвестиционные товары кривая производственных возможностей показывает максимально возможный выпуск продукции при полном использовании данных ресурсов и технологий.

Количество использованных ресурсов неизменно, а производство ведется эффективно. Тогда граница производственных возможностей будет иметь вид кривой АБ. (<?xml version="1.0"?> - кривая при увеличении использованных ресурсов). Общество может произвести либо А единиц ПТ, либо Б единиц ИТ, либо может находиться в любой точке на кривой производственных возможностей АБ. На этой границе в каждой точке общество будет производить максимально возможное при данных ресурсах количество продукции. Реально же выбирается один вариант (точка на прямой АБ), что зависит от множества факторов - экономических, политических, социальных и т.д.

Если общество захочет производить больше инвестиционных и потребительских товаров (точка М вне кривой производственных возможностей), то имеющихся ресурсов будет недостаточно, производство будет невозможно. Увеличение выпуска обоих видов товаров при экономическом росте станет возможным при увеличении экономического потенциала страны (НТП, новые месторождения полезных ископаемых, качество рабочей силы и управления, и т.д.).

Любая точка внутри кривой производственных возможностей указывает на неполную занятость ресурсов, на их неэффективное использование.

В то же время в наличии у общества обычно есть резервы, что позволяет в экстремальной ситуации резко увеличить объем выпуска одного товара, не сокращая производство другого. Экономика страны часто недоиспользует свой экономический потенциал: это безработица, неэффективное управление, банкротства предприятий.

Количество товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительное количество другого товара, называется вмененными экономическими издержками этого товара, т.е. мы вновь сталкиваемся с понятием альтернативной стоимости. Здесь необходимо различать вмененные издержки на производство дополнительной единицы товара и общие вмененные издержки. Производство дополнительных единиц одного товара влечет за собой жертвование все возрастающим количеством другого товара. В этом заключается сущность закона возрастающих вмененных издержек (рис. 2.2 Рис. 2.2. Вогнутость вверх кривой производственных возможностей: ИТ - инвестиционные товары; ПТ - продовольственные товары).

На данном графике производство каждой дополнительной единицы ПТ будет требовать все большего сокращения инвестиционных товаров. Этим объясняется вогнутость вверх кривой производственных возможностей.

Вопросы

1. Что является предметом изучения экономической теории?

2. Назовите функции экономической теории.

3. Назовите три фундаментальных вопроса экономической теории..

4. Дайте определение общему методу анализа экономических процессов.

5. В чем сущность методов индукции и дедукции?

6. Что представляют собой позитивный и нормативный анализы?

7. Нарисуйте кривую производственных возможностей.

8. Укажите место экономической теории в системе экономических знаний.


Источник: http://hi-edu.ru/e-books/xbook837/01/part-003.htm



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:




1.6. Основные этапы развития экономической теории: Вопросы к Серная кислота чем смыть с кожи

С чем связано развитие экономической теории Этапы развития экономической теории. Экономические школы
С чем связано развитие экономической теории 1. Предмет экономической теории. Основные этапы развития
С чем связано развитие экономической теории Предмет, функции и этапы развития экономической теории
С чем связано развитие экономической теории Вопрос 54. Становление экономической теории как
С чем связано развитие экономической теории История экономических учений Википедия
С чем связано развитие экономической теории Экономическая теория Википедия
11 лучших приложений для селфи - TJ Библиотека АГГПУ Защитные стекла для сварочных масок Хамелеон, защитные Инструкция по перепрошивке iPhone или iPad Как перешить дубленку: модные и стильные решения своими руками Как снять накладные ногти на клею: 6 способов По принуждению, секс против воли: Порно студентов и порно с молодыми Почему стучат зубами во сне, причины и лечение

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ